Автор Тема: связь с отражением от самолетов  (Прочитано 77067 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн RA3DEM

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 423
  • Репутация: +60/-13
  • Ant 144: 4x10xpol
  • QRA: KO96CH
связь с отражением от самолетов
« : 22 Сентябрь 2012, 07:21:56 »
20.09.2012 довелось столкнуться с красивым примером Airplane Scatter (AS). Вечером стек из 2х15эл LFA2 G0KSC был развернут на юг из KO85TT и мониторилась 145.500. Корреспонденты появлялись только местные, и Hepburn также не обещал ничего особенного.

Вдруг, откуда ни возьмись, в 21:00 MSK узнаваемый "накачанный" FM сигнал Геннадия UA3GSG из Липецка (380км) с уровнем 59 и QSB 58-59, проводящего QSO c RD3PB из Ефремова (300км), RD3PB не слышно, а UA3GSG на 59. На break Геннадий ответил сразу, и дал ошеломительные 59+50dB..  Дальше Геннадия было слышно с переменным успехом еще минут 10 пока он не QSY. Других корреспондентов кроме местных слышно не было.

Стек и видеокамера на нем смотрели на юг, через аэропорт Домодедово (около 50км), и с удивлением увидел на экране необычное количество в 7-8 светящихся точек, (посадочных огней кружащих самолетов) над горизонтом.

 Озадачился и решил посмотреть на http://flightradar24.com и обнаружил вокруг Домодедово кругами вереницы самолетов. Подумал, что удивительное совпадение и пошел спать.

Наутро обнаружил в новостях  на http://pda.rbc.ru/newsline/20120921045656.shtml разгадку:
===
Аэропорт "Домодедово" вновь работает в штатном режиме.

21.09.2012, Москва 04:56:56

Аэропорт "Домодедово" вновь работает в штатном режиме. К этому часу почти все рейсы отправлены по назначению. Об этом свидетельствует он-лайн табло сайта аэропорта.

Напомним, ранее сообщалось о задержке более чем 40 рейсов, преимущественно внутренних авиалиний, из-за сбоя в компьютерной системе регистрации пассажиров, который произошел 20 сентября с.г. около 20:00 мск.
====

А Липецк от меня почти по прямой через Домодедово. Думаю имеет смысл мониторить онлайн табло аэропортов в интернете, в плохую погоду и в праздники, и пробовать Airplane scatter еще. :)

Оффлайн R2GKH Виталий

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2789
  • Репутация: +266/-261
  • the Truth is out There...
    • Мысли вслух :)
  • QRA: ko92fo
Re: связь с отражением от самолетов
« Ответ #1 : 22 Сентябрь 2012, 08:20:46 »
В тропо WSJT на спектране самолеты - дело обыденное :) Но нужно ловить...
В 20 км на восток от Ельца "оживленная" авиатрасса с Мск н Юг...
Видя основной сигнал на спектране и Доплеровскую "клюшку" отражения даже можно расчитать скорость самолета.
« Последнее редактирование: 22 Сентябрь 2012, 08:28:22 от RA3GKH Виталий »
Мы стояли на плоскости,
                  С переменным углом отражения...

Оффлайн RA3DEM

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 423
  • Репутация: +60/-13
  • Ant 144: 4x10xpol
  • QRA: KO96CH
Re: связь с отражением от самолетов
« Ответ #2 : 18 Март 2014, 07:40:38 »
Вот откуда в Европе "тропо" лучше нашего
http://vimeo.com/88093956

Оффлайн ES1RF-Геннадий

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 218
  • Репутация: +36/-3
    • ES3RF: Estonian hamradio station
  • QRA: KO29IF
Re: связь с отражением от самолетов
« Ответ #3 : 18 Март 2014, 10:45:12 »
В тропо WSJT на спектране самолеты - дело обыденное :) Но нужно ловить...
Связи с отражением от самолетов - обычный и очень распространенный прием во время NAC (Nordic Activity Contest), которые проходят по чевергам каждого месяца. Сравнительно легко удаются QSO на 432 и 1296 МГц на расстоянии 400-600 км даже при очень слабом тропо. Этот прием настолько распростанен, что DL2ALF написал программу AirScout, которую можно взять отсюда: http://www.airscout.eu/downloads.html . За основу взята интерактивная программа Flightradar24.com
Для примера приведу screenshot,  который показывает принцип использования программы.
Я ввел корреспондента LY2NA. Его QRA-locator был взят из базы данных программы, но его можно ввести и вручную. Программа показывает расстояние до корреспогдента и его азимут и прорисовывает не только  карту местности, по которой пролегает трасса связи, но и карту высот. А самое главное, она показывает положение самолетов и "коридор", в котором возможно использование отражений от них для проведения связи. Причем, чем больше размеры самолета  (Airbus лучше Boing-737) и чем ближе трасса движения самолета к трассе радиосвязи, тем более вероятность успеного проведения QSO.
К программе есть хелп на английском и немецком языках. Хотя ее использование интуитивно понятно и без хелпа.  Главное прасильно настроить ее.
Геннадий, ES3RF
Since 1961, ex: UA2ACS, UA2CS, UR2RGM, ES1RF

Оффлайн LY3UE Олег

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 124
  • Репутация: +17/-0
  • QRA: KO24OP
Re: связь с отражением от самолетов
« Ответ #4 : 19 Март 2014, 20:43:50 »
Связи с отражением от самолетов - обычный и очень распространенный прием во время NAC (Nordic Activity Contest), которые проходят по чевергам каждого месяца

Приветствую,

Геннадий, поправлю вас. NAC проводятся не по четвергам, а по вторникам.
А связи через самолетные отражения приобретают все большую популярность, после того, как появилась программа от DL2ALF. Кстати, в одном из последних выпусков Dubus была версия, что на самом деле эти отражения происходят не от корпуса самолета, а от горячего выхлопа, след от которого за самолетом создает этакую температурную инверсию. Она кратковременна, но как раз ее и достаточно для проведения связи. И чем больше самолет, тем больше у него двигателей, тем больше/шире/длительнее держится этот след. 
73 de LY3UE
Oleg KO24OP

Оффлайн ua3tfa

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 208
  • Репутация: +17/-8
  • Подпись находиться в стадии разработки
  • QRA: LO16gc
Re: связь с отражением от самолетов
« Ответ #5 : 19 Март 2014, 21:50:30 »
В тропо WSJT на спектране самолеты - дело обыденное :) Но нужно ловить...
Связи с отражением от самолетов - обычный и очень распространенный прием во время NAC (Nordic Activity Contest), которые проходят по чевергам каждого месяца. Сравнительно легко удаются QSO на 432 и 1296 МГц на расстоянии 400-600 км даже при очень слабом тропо. Этот прием настолько распростанен, что DL2ALF написал программу AirScout, которую можно взять отсюда: http://www.airscout.eu/downloads.html . За основу взята интерактивная программа Flightradar24.com
Для примера приведу screenshot,  который показывает принцип использования программы.
Я ввел корреспондента LY2NA. Его QRA-locator был взят из базы данных программы, но его можно ввести и вручную. Программа показывает расстояние до корреспогдента и его азимут и прорисовывает не только  карту местности, по которой пролегает трасса связи, но и карту высот. А самое главное, она показывает положение самолетов и "коридор", в котором возможно использование отражений от них для проведения связи. Причем, чем больше размеры самолета  (Airbus лучше Boing-737) и чем ближе трасса движения самолета к трассе радиосвязи, тем более вероятность успеного проведения QSO.
К программе есть хелп на английском и немецком языках. Хотя ее использование интуитивно понятно и без хелпа.  Главное прасильно настроить ее.

Т.е. правильно я понял, что связи с помощью программы AirScout можно проводить только по предварительной договоренности?
Над моим QTH LO16gc проходят очень оживленные трассы на восток и севервосток. ну очень оживленные. Смотрел по Flightradar24.com постоянно находятся 5-6 самолетов.

Оффлайн uu9jj

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 33
  • Репутация: +3/-2
Re: связь с отражением от самолетов
« Ответ #6 : 19 Март 2014, 21:53:52 »
Приветствую всех!
В начале 80-х изготовил к очередному Полевому дню трансвертер на 1296.
В выходном каскаде КТ-919 со смещением на фланец и мощностью  около
одного ватта.  Возникло желание испытать железку в работе.
Ближайший комплект был у Володи Шкаруна UB5JIW , если я не ошибаюсь,
это в районе симферопольского аэропорта. Между нами было около 100 км.
Договорившись по межгороду, легко нашли друг друга в эфире и провели ЩСО.
Сигнал был на уровне 559, вполне достаточный для уверенной работы телеграфом,
но к концу связи уровень резко возрос до 599+ и это длилось около минуты с
возвратом к прежней величине. Позже, по межгороду, Володя сказал что это
был взлетающий над аэропортом самолет. Вот вам и AIRSCATTER!

Оффлайн RN3DKQ

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 607
  • Репутация: +73/-6
  • Иван, KO85WS
Re: связь с отражением от самолетов
« Ответ #7 : 20 Март 2014, 00:33:34 »
OH5LK успешно работает random через As, но это в Зап.Европе, там очень большая плотность маршрутов.
У нас в основном лучше работать по скедам.
« Последнее редактирование: 20 Март 2014, 00:57:42 от RN3DKQ »

Оффлайн RA3DEM

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 423
  • Репутация: +60/-13
  • Ant 144: 4x10xpol
  • QRA: KO96CH
Re: связь с отражением от самолетов
« Ответ #8 : 20 Март 2014, 07:33:02 »
версия, что на самом деле эти отражения происходят не от корпуса самолета, а от горячего выхлопа, след от которого за самолетом создает этакую температурную инверсию.
Думаю ошибаются. Для отражения в температурной инверсии ЭМВ должна пройти протяженный путь, т.к отражение происходит при падении под малым углом.
Обратное рассеяние от раскаленных газов- может быть, но тогда из-за отражения от объемного облака рассеивается и спектр, как при Au, а даже визуально в JT65 этого не наблюдается. Наоборот, сплошная интерференция и допплер.
Так что остается классика радиолокации - сам фюзеляж, обладающий ЭПР- эффективной повехностью рассеяния.
Проверить можно было бы на самолете с выключенными двигателями, да кого же заставишь :)

P.s. Хотя можно убедиться и на отражении от винтового самолета, хоть они и ниже летают.
« Последнее редактирование: 20 Март 2014, 07:41:28 от RA3DEM »

Оффлайн RA 3 YO

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 36
  • Репутация: +4/-3
Re: связь с отражением от самолетов
« Ответ #9 : 20 Март 2014, 08:22:41 »
версия, что на самом деле эти отражения происходят не от корпуса самолета, а от горячего выхлопа, след от которого за самолетом создает этакую температурную инверсию.
Думаю ошибаются. Для отражения в температурной инверсии ЭМВ должна пройти протяженный путь, т.к отражение происходит при падении под малым углом.
Обратное рассеяние от раскаленных газов- может быть, но тогда из-за отражения от объемного облака рассеивается и спектр, как при Au, а даже визуально в JT65 этого не наблюдается. Наоборот, сплошная интерференция и допплер.
Так что остается классика радиолокации - сам фюзеляж, обладающий ЭПР- эффективной повехностью рассеяния.
Проверить можно было бы на самолете с выключенными двигателями, да кого же заставишь :)

P.s. Хотя можно убедиться и на отражении от винтового самолета, хоть они и ниже летают.
Доплер четко показывает, что отражение от корпуса, газы уже никуда не летят.

Оффлайн ES1RF-Геннадий

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 218
  • Репутация: +36/-3
    • ES3RF: Estonian hamradio station
  • QRA: KO29IF
Re: связь с отражением от самолетов
« Ответ #10 : 20 Март 2014, 09:42:21 »
Спасибо Олег!
Да, я, безусловно, ошибся насчет  дней активности. Конечно, по вторникам на диапазонах 144, 432 и 1296 МГц. А по четвергам на диапазонах  50 МГц (2-й четверг) и 70 МГц (3-й четверг).
В прошедший вторник (18 марта) был NAC 1296 МГц. За пару часов провел 9 QSO:
4 тропо и 5 с отражением от самолетов (LY, SM, OH).  Подобные QSO, конечно же, проще всего проводить по скедам.  Благо, практически все участники находятся в ON4KST  чате. Отражения, по-видимому, большей частью от корпуса самолета, поскольку телеграфный сигнал совершенно четкий. Инверсионный след - по сути дела и в основном - пар, состоящий из воды и остатков топлива. Плотность и отражающая способность его, очевидно, слишком мала даже для 23 см диапазона. Однако для более высоких частот, наверное, вполне возможно.
Геннадий, ES3RF
Since 1961, ex: UA2ACS, UA2CS, UR2RGM, ES1RF

Оффлайн RA 3 YO

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 36
  • Репутация: +4/-3
Re: связь с отражением от самолетов
« Ответ #11 : 20 Март 2014, 10:54:53 »
Доплер четко показывает, что отражение от корпуса, газы уже никуда не летят.

При отражении от самолетов доплер на частоте 49,7 МГц +- 70Гц, если самолет находится точно между корреспондентами, то он равен нулю.
http://ra3yo.narod.ru/MC.html
« Последнее редактирование: 20 Март 2014, 10:59:35 от RA 3 YO »

Оффлайн RA4FER Андрей

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1818
  • Репутация: +284/-30
  • II Тур "DIGI MODE VHF" будет 28 декабря 2019г!
  • QRA: LO23ne
Re: связь с отражением от самолетов
« Ответ #12 : 20 Март 2014, 16:12:12 »
Скачал программу из этой темы:http://forum.vhfdx.ru/kompyutery-i-programmy/oa-e-oamm-airscout-o-e-at/ Интересно. Кажется Владимир UA3WM ею давно пользуется и применял на практике. Испытать ее (прогу) в наших условиях можно в ДА "Активность JT65", пятый Тур будет проводиться 28 марта 2014.
RA4FER, Андрей.
Все начиналось здесь: http://www.vhfdx.ru/polozheniya/dni-aktivnosti-jt65
http://forum.vhfdx.ru/sorevnovaniya/dni-aktivnosti-jt65/

Оффлайн RU3T

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2305
  • Репутация: +509/-156
  • 144-2Х14 LE 432-2Х26 LE 1296 2Х35 М2
  • QRA: lo16wh
Re: связь с отражением от самолетов
« Ответ #13 : 20 Март 2014, 16:52:05 »
Испытать ее (прогу) в наших условиях можно в ДА "Активность JT65",
Андрей , ЗДР . Обладаю данной программой около 1 года и регулярно в днях активности пользовался ею , работает !
Будешь двигать ,будет двигаться !

 RK3T Team - https://www.youtube.com/channel/UC-oaH-RKih59Q14GFENUlYA/videos

Оффлайн ua4fkd Сергей

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2212
  • Репутация: +137/-56
  • QRA: LO13HL
Re: связь с отражением от самолетов
« Ответ #14 : 20 Март 2014, 18:14:47 »
Обладаю данной программой около 1 года и регулярно в днях активности пользовался ею , работает !
скачал не могу установить ,появляется окно ошибка . в чём может быть косяк?

https://yadi.sk/a/rlWjHYAn3VFnTz

https://www.instagram.com/ua4fkd/