Автор Тема: Радиомаяк в Тюмени  (Прочитано 1712 раз)

R2DCD и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн R3RW-Сергей

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3203
  • Репутация: +850/-97
  • QRA: LO03NG
Re: Радиомаяк в Тюмени
« Ответ #15 : 09 Ноябрь 2024, 10:39:03 »
Много лет использую отражение от поезда, когда тот проходит по ЖД мосту на 1296Мц. В северном направлении которое у меня закрыто лесом.
Поезд длинный, обычно получается полноценное QSO .Мост в 5 км над рекой Польной Воронеж. Поезд проходит мост и станция пропадает. Хотя поезд и дальше едет по рельсам, но отражения нет. Непонятен механизм.
Заметил, что лучше отражают крытые вагоны, нежели платформы.
Хотя это другой случай, не самолётный.
ex- UA3RBO exx-UA9CTE КВ променял на УКВ

Оффлайн R9LAU

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 10
  • Репутация: +8/-1
  • QRA: Mo27se
Re: Радиомаяк в Тюмени
« Ответ #16 : 10 Ноябрь 2024, 09:43:49 »
Антенну повернул, поляризация ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ.

Оффлайн UA9LAQ

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 103
  • Репутация: +83/-4
  • Подпись находиться в стадии разработки
  • QRA: MO27TE
Re: Радиомаяк в Тюмени
« Ответ #17 : 10 Ноябрь 2024, 10:04:40 »
To UA4NDX: а нас рассудить поможет лишь случай, когда корпуса реактивных самолётов начнут делать из пластика... В случае с поездами, проходящими по мосту, разбираться нужно отдельно... Как и сообщил R9LAU, он критику принял близко к сердцу и уже поменял поляризацию антенны маяка... Всем здоровья...
73!

Оффлайн UA9LAQ

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 103
  • Репутация: +83/-4
  • Подпись находиться в стадии разработки
  • QRA: MO27TE
Re: Радиомаяк в Тюмени
« Ответ #18 : 10 Ноябрь 2024, 10:15:20 »
На родном тюменском SDR  уровень сигнала маяка ожидаемо просел, теперь будем смотреть на челябинском SDR, как-то отразится смена полярности на реакции там...
Если поляризация антенны, как и у SDR в Тюмени, в Челябинске вертикальная, то уровень проходящих сигналов маяка должен уменьшится, если горизонтальная, то длительность прохождения при “самолётном рассеянии“ должна увеличиться (совпадение по длине следа рассеяния)...

Онлайн UA9FAD

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 9271
  • Репутация: +1629/-107
  • QRA: LO88AA
Re: Радиомаяк в Тюмени
« Ответ #19 : 10 Ноябрь 2024, 10:36:11 »
длительность прохождения при “самолётном рассеянии“ должна увеличиться (совпадение по длине следа рассеяния)...

Можно как-то судить о изменении поляризации при отражении. Жаль диапазон "не мой" :(. Я работаю "через самолеты" на 1296 с круговой поляризацией и корреспонденты не видят поляризационные фединги.
Думаю отражает как поверхность самолета, так и выхлоп двигателей - это заметно на водопаде SDR. При этом один из сигналов значительно сильнее. Предполагаю, что это сигнал от металлических поверхностей.
Жаль сейчас нет маяков на 1296 для анализа, приходится в тестах мучать корреспондентов.
Victor Виктор

Оффлайн UA3NFG Алексей

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 136
  • Репутация: +95/-2
  • Подпись находится в стадии разработки
  • QRA: LO28sj
Re: Радиомаяк в Тюмени
« Ответ #20 : 10 Ноябрь 2024, 11:05:06 »
///при движении самолёта, угол падения и отражения меняются с очень большой скоростью и сигнал может проскочить так, что и не заметишь...
Как раз нет. При движении самолета, его проекция для наблюдателя на удалении  100-200-300 км меняется столь медленно, что и не заметишь. Десятки минут самолет для наблюдателя находиться в одной проекции. Перемещается лишь по азимуту.
Ну что отражает именно корпус (фюзеляж, крыло, оперение) я просто напросто вижу. У меня два корреспондента на севере Кировской области. Трасса проходит как раз между нам. Практически по линии друг на друга. Когда идет самолет, я вижу два сигнала корреспондента. Прямой, и с доплеровским сдвигом. Сдвиг плюс или минус, в зависимости от направления движения самолета, на меня - от меня. Доплеровский сдвиг отражения соответствует скорости движения самолета около 800 км-ч. Т.е. отражает именно сам самолет. Истекающие из сопла газы такой скорости не имеют, так как тормозятся и охлаждаются сразу за срезом сопла, и очень очень быстро, доплеровского сдвига показать не могут. Можете взять бинокль, и посмотреть как образуется конденсационный след. Когда самолет рядом, то это прекрасно видно. Через отражения от самолетов проведены десятки связей. Причем даже намеренно и неоднократно, ожидая появления самолета между корреспондентами, и экспериментируя с разными типами самолетов. При трассе полета на меня-от меня время связи до 10-15 минут. При движении самолета перпендикулярно направлению на корреспондента, время на связь минута, максимум две. Именно когда корпус самолета между нами. Удаются связи в среднем 400 км. Чем больше самолет, тем мощнее отражение. А380 и В777 дают самый мощный отраженный сигнал.
« Последнее редактирование: 10 Ноябрь 2024, 11:10:42 от UA3NFG Алексей »

Оффлайн UA3NFG Алексей

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 136
  • Репутация: +95/-2
  • Подпись находится в стадии разработки
  • QRA: LO28sj
Re: Радиомаяк в Тюмени
« Ответ #21 : 10 Ноябрь 2024, 15:23:56 »
И вдогонку, про горячие газы. Их в небе нет за самолетом. В большой авиации давно применяются только двухконтурные двигатели. Причем с очень большой степенью двухконтурности. Современные авиадвигатели не турбореактивные, а турбовентиляторные. Основную тягу дает внешний контур, через который прогоняется атмосферный холодный воздух. Тепловой след они не оставляют. Если посмотрите в тепловизор, то увидите только очень маленькое пятно тела сразу за срезом сопла. Никаких тепловых следов вы в небе не увидите. Конденсационный след, иногда видимый за самолетом при определенных метеоусловиях - водяной пар конденсируемый на частичках топлива. По сути те же облака. Т.е. о рассеянии радиосигнала на горячих газах речи быть не может. Впрочем все это уже уходит от темы. Но косвенно касается все же приема маяков отражением.
« Последнее редактирование: 10 Ноябрь 2024, 15:26:09 от UA3NFG Алексей »

Оффлайн UA9LAQ

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 103
  • Репутация: +83/-4
  • Подпись находиться в стадии разработки
  • QRA: MO27TE
Re: Радиомаяк в Тюмени
« Ответ #22 : 11 Ноябрь 2024, 03:53:08 »
Перестал слышать сигналы тюменского маяка на челябинском SDR, вот что делает смена поляризации! Два борта А-320 прошло, пересекая линию Тюмень-Челябинск в точке близкой к Шадринску, сигналов -ноль... Насчёт физики распространения сигналов, при помощи авиации, вынужден согласиться, но частично останусь и при своём мнении, Вы позволите? Здоровья...
73!

Оффлайн UA9LAQ

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 103
  • Репутация: +83/-4
  • Подпись находиться в стадии разработки
  • QRA: MO27TE
Re: Радиомаяк в Тюмени
« Ответ #23 : 11 Ноябрь 2024, 04:08:32 »
To R3RW: А сигналы корреспондента с какой стороны от моста приходят? Возможно полоска моста с поездами становится частью зеркала (параболы), переотражающего сигналы... Хоть для местной антенной системы расстояния большие, но для периферийной концентрирующей... Сравните пассивные переотражения сигналов высотными зданиями... В соревнованиях, наряду с основным сигналом слышал такие отражения, они присутствуют как своеобразный “туман“ на основном сигнале корреспондента... А поезд просто увеличивает размеры отражающей “строчки“  в системе...

Оффлайн UA9LAQ

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 103
  • Репутация: +83/-4
  • Подпись находиться в стадии разработки
  • QRA: MO27TE
Re: Радиомаяк в Тюмени
« Ответ #24 : 11 Ноябрь 2024, 04:28:34 »
Борт А-350 прошёл точно над Шадринском, прохождение сигналов тюменского маяка на челябинский SDR на уровне галлюцинаций... Если оно и было, то настолько слабо и незначительно по времени, что нельзя утверждать об этом на 100 процентов... Поляризация антенн разная: в Тюмени - горизонтальная, в Челябинске - вертикальная, тропо - нет...

Оффлайн UA9LAQ

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 103
  • Репутация: +83/-4
  • Подпись находиться в стадии разработки
  • QRA: MO27TE
Re: Радиомаяк в Тюмени
« Ответ #25 : 11 Ноябрь 2024, 05:04:42 »
Прошло ещё два борта 777-ых, результат тот же-плачевный...

Оффлайн UA4NDX

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2683
  • Репутация: +585/-54
  • ,г.Киров, оп.-Владимир
    • https://www.youtube.com/@ua4ndx
  • QRA: LO48TO
Re: Радиомаяк в Тюмени
« Ответ #26 : 11 Ноябрь 2024, 05:15:55 »
Для UA9LAQ.   Если Вы делаете маяк для СДР ,тогда так всё и оставьте, как было.   А если для людей- (которые в горизонте)    то с ними надо  договориться, чтобы слушали     73!
IC-7000 , 144 only ,  11 el Yagi by YU7EF   ( Видео - нажать  зелёный шарик...)

Оффлайн R9AT

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 251
  • Репутация: +55/-4
  • Подпись находится в стадии разработки
  • QRA: MO05UI
Re: Радиомаяк в Тюмени
« Ответ #27 : 11 Ноябрь 2024, 09:12:08 »
Вчера 10-го В 20 местного принимал маяк.
на слух 3-4 балла. Сигнал временами уходил в шумы.
Антенна 14 эл. горизонт.

Онлайн UA9FAD

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 9271
  • Репутация: +1629/-107
  • QRA: LO88AA
Re: Радиомаяк в Тюмени
« Ответ #28 : 11 Ноябрь 2024, 09:16:12 »
Насчёт физики распространения сигналов, при помощи авиации, вынужден согласиться, но частично останусь и при своём мнении, Вы позволите?

Виктор, я позволю ;).
На двойке доплер меньше и разделить эти два отражения непросто - они сливаются в один трек. На 1296 уже заметно различие частоты и наклон доплера - на SDR визуально. Давайте назовем это не горячие газы, а инверсионный след. От ТРОПО это отражение отличается мало. Думаю на 10 ггц всё еще нагляднее. Но лепесток антенны узкий, труднее поймать. Инверсионный след остается, когда самолет уже пролетел, но сигнал слабый - не прочитать.
Трасса Пермь-Тюмень сложнее, самолеты летят вдоль и редко попадают в створ, да и с прогнозированием не все так просто - по моим наблюдениям Флайрадар искажает на несколько минут - при ширине диаграммы антенны 5 градусов это критично. Было желание вычислить эту погрешность, но нужен маяк. Тукнак точнее, но информацию дают "общественники" - радиолюбители, их мало - для этого сейчас "не те времена". "Золотые" времена AirScatter для третьего и шестого районов прошли.
Victor Виктор

Оффлайн UA3NFG Алексей

  • Постоялец
  • ***
  • Сообщений: 136
  • Репутация: +95/-2
  • Подпись находится в стадии разработки
  • QRA: LO28sj
Re: Радиомаяк в Тюмени
« Ответ #29 : 11 Ноябрь 2024, 11:42:20 »
На двойке доплер меньше и разделить эти два отражения непросто - они сливаются в один трек
Тут вы не совсем правы. Все зависит от конкретных условий. Все зависит от угла направления движения самолета относительно наблюдателя. Если движение самолета перпендикулярно направлению на вас, то доплеровский сдвиг маленький, меняет знак переходя через ноль при максимальном приближении к наблюдателю.
В моем случае, когда трасса четко между корреспондентами, самолет идет почти строго на меня (от меня) доплеровский сдвиг достигает 100 герц. Доплеровский сигнал не плывет, т.к. самолет идет на меня-от меня с постоянной скоростью. Что очень четко видно на спектре. Два сигнала, две полосы. И расчет для скорости 800 км-ч как раз и дает такой сдвиг. Практика полностью соответствует теории. Причем иногда отраженный сигнал по уровню больше чем прямой. Это я наблюдаю почти каждый раз, когда в ФТ8 на общий вызов работает RA4NCX или RA4NDS. Трасса как раз по линии на этих корреспондентов. При заходе самолета на посадку в Победилово (Киров), тоже наблюдаю второй сигнал с доплеровским сдвигом, но уже с меньшим, и плывущим по частоте. Т.к. самолет делает большой круг, направление относительно меня все время меняется, сменяется и скорость. Это я наблюдаю при снижении до высоты примерно 3000м (по флайт радару.) уже с со станциями с Кирова.
Ну и про флайт радар. Может задержка везде разная. У меня трасса проходит практически над головой. Сколько раз смотрел, задержки почти нет. Что самолет визуально над головой идет, что на флайт радаре он на до мной. Ну может 10-20 секунд, но не более.
Инверсионных следов вы на увидите на небе. То что вы видите, это то конденсационный след, возникающий при определенных метеоусловиях. Не отражает он ничего. Нет там никаких перепадов температур и горячих газов после пролета самолета. Вот спутный след (турбулентность в следе) остается до десятков минут.
Ну и добавлю, года наверное два назад, или три, мы с кировчанами проводили эксперимент. О чем тут даже открывали тему. С Плесецка пускали "Союз".  По трассе на юго-восток, через коми-урал. Трасса относительно недалеко от нас. Т.е там достаточно очень горячих газов и на атмосферном участке и внеатмосферном. Плюс огромная прекрасно видимая"Медуза", и падение и горение второй ступени, напротив нас, наличие плазмы. Ну и факелы двигатели на "Союзе" уж куда более горячие, ракетные жидкостные двигатели. Уж тепла они и в атмосфере и в стратосфере и тропосфере дают много. Расчет был на отражение-рассеяние хоть от каких то из многих факторов.
И не зафиксировали вообще ничего. Вот как раз UA4NDX тоже был участником этого эксперимента. И Кировский маяк тоже слушали, и сигналы друг друга. Абсолютно ничего...
« Последнее редактирование: 11 Ноябрь 2024, 11:44:45 от UA3NFG Алексей »