Автор Тема: Самолет в качестве маяка  (Прочитано 4763 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн UR4MCK

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 26
  • Репутация: +2/-1
Самолет в качестве маяка
« : 12 Июль 2011, 23:03:54 »
Предлагаю в качестве маяков в диапазоне 23см использовать широковещательные ответчики ADS-B установленные на современных самолетах. Для вещания на землю там используется частота 1090 МГц, которая хоть и ниже 1296 МГц, но все же позволит хотя бы качественно испытать приемную аппаратуру: приблизительно оценить усиление LNA и диаграмму антенны. Все таки маяков на 23см еще мало, прохождение бывает не каждый день, а самолеты в крупных городах летают чуть ли не стаями.

Посмотреть на реальную обстановку в небе можно на www.flightradar24.com. При средней высоте полета 10 км радиус действия ADS-B - сотни километров. По координатам самолета (с online-карты) можно крутить антенны. В мире есть в продаже и ADS-B приемники. Модуляция - цифровая (DPSK), но можно принимать и на слух.

Частично этот вопрос затрагивался в теме: http://forum.vhfdx.ru/sputniki/iss-onlayn-vid-kamery-na-zemlyu!-17873/msg85568/#msg85568, но почему-то не увидели в этом пользы для ham-radio.

Предлагаю участникам форума делиться своими результатами.

Онлайн UA9FAD

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 9427
  • Репутация: +1669/-107
  • QRA: LO88AA
Re: Самолет в качестве маяка
« Ответ #1 : 12 Июль 2011, 23:27:35 »
Прошу уточнить регламент работы автоответчика. Насколько мне известно, передача включается очень коротко и только по запросу. Тогда выходит, что слушать нечего?
Victor Виктор

Оффлайн RW3QCF Геннадий

  • Silent KEY (SK)
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 1774
  • Репутация: +99/-8
  • QRA: KO91oh
Re: Самолет в качестве маяка
« Ответ #2 : 12 Июль 2011, 23:45:46 »
Там используются две частоты. На одной идёт передача по запросу, на другой вроде бы без него.
Гдето здесь на  форуме обсуждали эту штуку.

Оффлайн uu9jj

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 33
  • Репутация: +3/-3
Re: Самолет в качестве маяка
« Ответ #3 : 13 Июль 2011, 08:46:29 »
Информация на сайте абсолютно неправдоподобная. Восточнее Севастополя уже несколько лет открыт коридор с севера на
юг, еще восточнее, в районе Фороса обратное направление. В сутки проходят сотни бортов, одновременно можно видеть до
трех идущих наперегонки. А на сайте ни одного самолета над Черным морем.

Оффлайн RZ9WF Олег

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 865
  • Репутация: +137/-24
  • QRA: LO84AS
Re: Самолет в качестве маяка
« Ответ #4 : 13 Июль 2011, 09:21:20 »
 А я убедился , что там  правдоподобная информация ...Как только самолет подходит к Уфе , то  и в эфире на авиационной частоте  реально слышен его трафик с диспетчером...Просто , скорее всего эта система установлена не на всех самолетах...Если посмотреть типы самолетов , то практически везде импортные самолеты...Один раз только встретил ТУ-154...Видимо эту систему только начали внедрять в России...

Оффлайн RW3AZ Александр

  • Silent KEY (SK)
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 2815
  • Репутация: +417/-62
    • RW3AZ Page
  • QRA: KO85TT
Re: Самолет в качестве маяка
« Ответ #5 : 13 Июль 2011, 09:55:22 »
Информация на сайте абсолютно неправдоподобная. Восточнее Севастополя уже несколько лет открыт коридор с севера на юг, еще восточнее, в районе Фороса обратное направление. В сутки проходят сотни бортов, одновременно можно видеть до трех идущих наперегонки. А на сайте ни одного самолета над Черным морем.

Отсутствие бортов над Крымом и Чёрным морем говорит о том, что:
либо отсутствуют приёмные станции,
либо приёмные станции есть, но они не подключены к всемирной сети,
либо на борту нет оборудования ADS-B.
На данный момент не всех бортах стоит оборудование ADS-B. Посмотрите здесь: http://www.flightradar24.com/#!/about.php

С пол года назад, борты идущие из Европы в Москву пропадали на карте, на границе Россия-Белоруссия. Сейчас же эти борты можно проследить вплоть до посадки в московском аэропорту.
« Последнее редактирование: 13 Июль 2011, 10:10:16 от RW3AZ Александр »
Since 1965. Ex: UA3BAA, UV3BW, UA3ACZ, 3XD2Z.
VETERAN#533,   CTC#1132

Оффлайн R4YM - Геннадий

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2784
  • Репутация: +544/-21
  • QRV-144/432/1.3/5.7
  • QRA: LO36od
Re: Самолет в качестве маяка
« Ответ #6 : 13 Июль 2011, 11:09:57 »
Прошу уточнить регламент работы автоответчика. Насколько мне известно, передача включается очень коротко и только по запросу. Тогда выходит, что слушать нечего?

Это изделие- "020",так его называют.Должно быть на любом  ВС. Работает по запросу с земли. .Были случаи,когда сбивали транспортные самолёты,если на изделии не правильно выставлен временной код на время полёта.
PS: Не думаю,что самолет-хороший маяк для наладки антенн. (радары-лучше).
« Последнее редактирование: 13 Июль 2011, 11:20:51 от R4YM - Геннадий »
Клуб 5-й Океан №-68
eх: UA9XQ - RK4YA

Оффлайн R4YM - Геннадий

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 2784
  • Репутация: +544/-21
  • QRV-144/432/1.3/5.7
  • QRA: LO36od
Re: Самолет в качестве маяка
« Ответ #7 : 13 Июль 2011, 11:39:23 »
А я убедился , что там  правдоподобная информация ...Как только самолет подходит к Уфе , то  и в эфире на авиационной частоте  реально слышен его трафик с диспетчером...Просто , скорее всего эта система установлена не на всех самолетах...Если посмотреть типы самолетов , то практически везде импортные самолеты...Один раз только встретил ТУ-154...Видимо эту систему только начали внедрять в России...

Изделие-020 даёт дополнительно диспетчеру в его зоне просмотреть высоту полета.А вот выводится ли информация о движении ВС  с его дисплея на обозрение ? (о кот.ведется речь-вопрос.)
« Последнее редактирование: 13 Июль 2011, 11:42:15 от R4YM - Геннадий »
Клуб 5-й Океан №-68
eх: UA9XQ - RK4YA

Оффлайн Sergi

  • Модератор форума
  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 3836
  • Репутация: +723/-278
  • FD - The contest
  • QRA: KN69
Re: Самолет в качестве маяка
« Ответ #8 : 13 Июль 2011, 12:01:06 »
На радиосканере эту тематику мусолят давно и в основном собирают продаваемые на западе наборы "детекторных" приемников с USB интерфейсом и специальным п/о, которое рисует на карте самолеты, я так понял, вкратце. Каков на слух этот сигнал не имею представления, т.к. нечем слушать 1090МГц, возможно короткие пакеты, размазанные по спектру?
--... ...-- -.. . ..- --.. ..--- .... --..

Оффлайн UR4MCK

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 26
  • Репутация: +2/-1
Re: Самолет в качестве маяка
« Ответ #9 : 13 Июль 2011, 14:01:37 »
Согласно доступной информации, система ADS-B установлена далеко не на всех самолетах. Буква 'B' в названии означает Broadcast, т.е. широковещание с борта самолета во все направления. Судя по описанию из тех. документации, это означает, что борт работает на передачу всегда и вещает в цифровом виде информацию о себе. Эту информацию принимают наземные станции и другие соседние борты укомплектованные ADS-B приемниками. Кроме этого, существуют ADS транспондеры, которые работают как ретрансляторы информации с земли через борт обратно на землю и для других воздушных судов, подмешивая к ретранслируемой информации свою идентификацию.

Я (пока) в этом не специалист, вся информация получена из доступных источников. Но информация может оказаться полезной для нашего брата-радиолюбителя.

В городах с аэропортами можно кроме самолетов использовать запросчики на 1030 МГц как те же локальные маяки. Опять же, согласно описанию, разные подсистемы ADS используют разные виды модуляции. В частности, для нас полезна PPM и DBPSK. В PPM используются короткие импульсы (а значит широкий спектр), но они передаются периодически и должны быть слышны, например, в АМ и SSB. Чтобы выяснить это, второй день держу включенный приемник на 1090 МГц (АМ) в надежде засечь ADS-B передачу. Жаль, что мой QTH находится в дали от оживленных воздушных трасс...

Ну, а на реплику о том, что на flightradar24.com показаны не все самолеты, могу ответить как написано в их же FAQ: качество и количество отображаемой информации целиком зависит от наличия подключенных к flightradar24.com ADS-B приемников. Поставьте у себя такой приемник, подключите к Internet и покрытие увеличится на 300-600 км.

Оффлайн UR4MCK

  • Пользователь
  • **
  • Сообщений: 26
  • Репутация: +2/-1
Re: Самолет в качестве маяка
« Ответ #10 : 14 Июль 2011, 15:39:38 »
Сегодня сделана запись ADS-B передачи (см. прикрепленный архив).

Приемник: IC-R20, прием на телескопическую антенну внутри кирпичного дома
Частота: 1090.00 MHz
Модуляция: AM (в этом поддиапазоне у меня доступно только AM, FM, WFM)

На записи слышны характерные PPM импульсы. Прием пришлось вести в доме, чтобы можно было записать на компьютере. На улице, на мачте прием значительно громче, кроме того слышно множество более слабых сигналов (удаленных самолетов). На соседних частотах такие сигналы отсутвуют. При визуальном приближении воздушного судна сигналы усиливаются, при удалении - ослабевают. Так что это не местные QRM.

Посему делаю вывод, что самолетная система ADS-B может вполне использоваться как подвижные цели маяки  :laugh: при настройке и проверке СВЧ аппаратуры.