Привет всем.
Такие связи имеют место и массово используются в европе, например в больших соревнованиях IARU, когда активность и плотность станций настолько большая, что и расчитывать чего либо нет смысла - крути CQ и раньше или позже попадешь на самолетное отражение. Тем более что небо над европой просто забито бойнгами и аирбусами :
http://www.flightradar24.com/(p.s. нажмите мышкой на самолетик чтобы узнать все про этот рейс, нажмите на карту и протащите чтобы захватить другой регион

)
Этот же сайт может служить отличным инструментом для экспериментов.
Из опыта: для таких связей например на 1296МГц оба партнера должны иметь хоть 10вт и антенну каких нибудь 17дб. Расстояние - 600-1000км, дальше непозволяет изгиб поверхности земли и макс высота "отражателя" 11км.
Самолет чем выше тем лучше, и около середины трассы, если летит более-менее горизонтально. Также отражение получается сильнее когда летит по трассе между корреспондентами, а не пересекает трассу, видимо из-за геометрии фюзеляжа. Длина "окна" сильно зависит от частоты - на 23см около 1мин, на 13см около 30сек.
На частотах ниже (144-432) самолетные отражения тоже присутствуют, но не так интересны - с достаточным потенциалом и так возможны связи до 1000км. Опытные УКВисты вспомнят случаи, когда дальний тихий CW сигнал приобретает 2 а то и 3 разных тона - это допплер от движения самолета, хоть и небольшой, но различимый из за свойств человеческого уха.
Надеюсь инфо будет полезной, удачных экспериментов на наших любимых частотах!
73 Rytis LY4U @ LY2WR