Весной 89-го,когда уже потеплело,в Спитаке все еще ощущался трупный запах,город был практически сметен,как после бомбежки.Элеватор торчал одиноко...Ставрополь восстанавливал тогда п.Аревашох,он ближе был к эпицентру чем сам Спитак.В крае часть заводов ЖБИ были перепрофилированы под производство плит для сейсмоустойчивого строительства.Везли в основном красный кирпич,плиты,столярку,рамы,двери,все для нужд СМУ.Директор нашей автобазы первыми отправил молодых.Мне 25,Камаз 5320,который собрал в одну каску с рамы,с прицепом,один армянин(у него родители жили в Ереване),и еще приятель,тож ровестник.Грузили тогда-сколько влезет и чтоб колеса не постреляли)))плиты ,короткие такие,кирпич.Заправка в Алагире под пробку и на Рокский тоннель,4 км протяженность,днем поток машин сплошной,вентиляция не справляется.Видимость нулевая,из-за выхлопных газов дышать нечем,шли-первая,вторая передачи.На выезде из тоннеля сразу начинается крутой затяжной спуск с поворотами,не сказать,что серпантин,но не "торт".Перегруженный Камаз разгоняется и удержать его тормозя движком и педалью уже не возможно,после одного из поворотов сьезжают вперед и вправо плиты и арматурой пробивают кабину,в спалке торчит по 20-см.,загнул молотком потом.В зеркало вижу как за машиной летят куски железа и обломки...От перегрева посрывало накладки тормозных колодок,барабаны лопнули,летят куски чугунины и срывают вентили на внутренних колесах.У Витька хуже-кузов из-за стремянок "сьехал" на правую сторону и лег,стрингеры рвут резину 2-х мостов,ехать низя-нужен кран,чтоб поставить все на место (и пара колес),на прицепе такая ж канитель-частично колодок,барабанов нема.Уже потом при выходе из тоннеля на полпути останавливались,чтоб тормоза остыли,и выше 3-й на спуске не включали.Камаз,он "летает" хорошо,а вот тормозить он не умеет...Дальше шли-Степанаван,разрушения были но не так как в Спитаке,Кировакан,Спитак и Аревашох.По пути подвозили постоянно кого нибудь из местных,говорили,что жертв в разы больше,чем официально.Поехал как-то со мной до Георгиевска главный инженер того предприятия,что вело восстановительные работы в Спитаке.Сказал сразу,что жертв в частном секторе много из-за того,что строительство частных домов велось с нарушениями,стены из пиленого туфа,размеры блоков не одинаковые-плохая связка в кладке,перекрытия из 63-х ж/б плит (6.3 метра длиной).При толчке все это складывалось и сверху накрывало насмерть.Если дом 2-х этажный-вообще без шансов.Восстанавливали уже с применением арматуры и пр.Зрелище было жуткое,конечно...Возвращались через Крестовый Перевал по Военно-грузинской дороге-выскакиваешь уже почти во Владикавказе,там машин на порядок меньше.Дома ремонт дня 3-4,сам меняешь колодки в круг,сальники ступиц,они от перегрева тормозных барабанов начинали пропускать ТАД-17 и тягач уже не тормозил...Токаря просил точить колодки под каждый барабан,чтоб без притирки сразу тормоза хорошие были.Летом пару раз брал с собой молодую красавицу жену,она в шоке была от увиденного.Весной еще толчки ощущались и спали в машинах на открытой площадке.Осенью,когда начались сходы лавин на Рокском перевале и уже в основном все строймат. уже были завезены,рейсы прекратились.Тогда уже начались события в Цхинвале и Абхазии,что тож адреналину добавило.Директор наш,молодец мужик,понимал,что парням надо дать заработать,а то-рейс-ремонт-тоннокилометров мало,и хоть райком партии и требовал машины на Армению,все ж давал сгонять на Москву,а то и подалее.Молодые были,отчаянные,Камаз на самосвальных редукторах на 48 зубьев "летел" 110,стрелка тахометра на краю зеленого сектора и ни одной аварии в горах,так, мелочевка всякая.Были и такие,кто раз сьездил и в отказ,вплоть до увольнения...