Автор Тема: Вехи истории... Трагедия Армении - 7 декабря 1988...  (Прочитано 394 раз)

RQ3P, UA6EC Николай, RW3RZ, RA3EME Александр и 1 Гость просматривают эту тему.

Онлайн Михалыч

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 11009
  • Репутация: +3623/-136
  • RDA: PS-23
  • QRA: KO37wa
"Scio me nihil scire"  73! UA1019SWL Игорь. 

Оффлайн UA6ATG

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 657
  • Репутация: +72/-8
Я там кстати был сразу после  землетрясения.  Из ключевых моментов: не понравилась наша армия и впервые попробывал молоко в тетрапаках .  https://www.qsl.net/ua6atg/spitak/index1.html
https://www.instagram.com/ua6atg/
http://ua6atg.net.ru

Оффлайн r7yy

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 1051
  • Репутация: +337/-196
  • Larry
  • QRA: LN04ao
Прочёл первые страницы, перейдя по ссылке... Вспомнилось кое-что...
Никто не пишет про события первых, самых страшных суток катастрофы. Так вышло, что 8 декабря я уезжал из Таганрога к беременной жене в Ленинград. А ночь с 7 на 8 декабря проводил, как и много предыдущих ночей, на институтской коллективке, тогда UZ6LWZ, "на радио", как в нашем кругу это именовалось. Тогда-то я и наткнулся в телефонном участке "80-ки" на слабый телеграфный сигнал. Кто-то с "клоподава" передавал такое, что прочитав, у меня, без преувеличения, зашевелились на голове волосы... На всю жизнь отпечатался принятый текст: "Сильные разрушения в Ленинакане, Кировокане. В Спитаке одни развалины." На частоте уже "толпился" народ, не помню позывных, столько лет прошло... Помню, что организовали дежурство на этой частоте, двое человек по часу. Это было всё, чем мы могли помочь одинокому коллеге из Ленинакана, который на портативном set up`е тянул тоненькую ниточку морзянки из ужаса, его окружавшего, в большой, пока ещё равнодушный мир... Почему так пишу: прошло всего лишь несколько часов после трагедии и мы, находившиеся по эту сторону эфирного канала, возможно, были е д и н с т в е н н ы м и людьми, осведомлёнными о произошедшем! По телевизору показывали Горбачёва, красующегося на ООНовской трибуне, и ни слова об армянской трагедии... Я стал звонить по телефону, сначала в горком партии; сонный дежурный так и не понял, о каком канале связи, о каком землетрясении я ему талдычу... Потом дозвонился в военкомат: тамошний дежурный быстрее "допёр", хотя и ему о землетрясении ничего известно не было... Уточнил: кто я, откуда и что за связь. Поблагодарил, сказал что никаких указаний по ситуации не имеет (понятное дело) и положил трубку... А я, отдежурив своё время, до утра сидел "на частоте", слушая и записывая редкие радиограммы... Помню, что у армянского коллеги был телеграфный передатчик, что-то около 20 ватт, аккумуляторное питание, а вот про антенну ничего вспомнить не могу... Утром я поехал на вокзал, помню как рассказывал попутчикам, а те офигевали, узнав о трагедии от меня...
« Последнее редактирование: Сегодня в 09:12:57 от r7yy »
Малороссия - часть Российской империи, ныне - часть России!

Оффлайн UA6AH

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 720
  • Репутация: +299/-30
  • QRA: KN94BU
Февраль- март 89го. Cменил в Ленинакане RA6AAB(СК),RA6AX, UZ6AF.  c помощью UW3DI, АБ1-сводки,заявки Краснодарского СМП, на UZ6AWA, дальше Анатолий Вернигоров по тлф... .
Николай

Оффлайн RW6HM Yuri

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 719
  • Репутация: +245/-18
  • Подпись находится в стадии разработки
  • QRA: LN14sg
Весной 89-го,когда уже потеплело,в Спитаке все еще ощущался трупный запах,город был практически сметен,как после бомбежки.Элеватор торчал одиноко...Ставрополь восстанавливал тогда п.Аревашох,он ближе был к эпицентру чем сам Спитак.В крае часть заводов ЖБИ были перепрофилированы под производство плит для сейсмоустойчивого строительства.Везли в основном красный кирпич,плиты,столярку,рамы,двери,все для нужд СМУ.Директор нашей автобазы первыми отправил молодых.Мне 25,Камаз 5320,который собрал в одну каску с рамы,с прицепом,один армянин(у него родители жили в Ереване),и еще приятель,тож ровестник.Грузили тогда-сколько влезет и чтоб колеса не постреляли)))плиты ,короткие такие,кирпич.Заправка в Алагире под пробку и на Рокский тоннель,4 км протяженность,днем поток машин сплошной,вентиляция не справляется.Видимость нулевая,из-за выхлопных газов дышать нечем,шли-первая,вторая передачи.На выезде из тоннеля сразу начинается крутой затяжной спуск с поворотами,не сказать,что серпантин,но не "торт".Перегруженный Камаз разгоняется и удержать его тормозя движком и педалью уже не возможно,после одного из поворотов сьезжают вперед и вправо плиты и арматурой пробивают кабину,в спалке торчит по 20-см.,загнул молотком потом.В зеркало вижу как за машиной летят куски железа и обломки...От перегрева  посрывало накладки тормозных колодок,барабаны лопнули,летят куски чугунины и срывают вентили на внутренних колесах.У Витька хуже-кузов из-за стремянок "сьехал" на правую сторону и лег,стрингеры рвут резину 2-х мостов,ехать низя-нужен кран,чтоб поставить все на место (и пара колес),на прицепе такая ж канитель-частично колодок,барабанов нема.Уже потом при выходе из тоннеля на полпути останавливались,чтоб тормоза остыли,и выше 3-й на спуске не включали.Камаз,он "летает" хорошо,а вот тормозить он не умеет...Дальше шли-Степанаван,разрушения были но не так как в Спитаке,Кировакан,Спитак и Аревашох.По пути подвозили постоянно кого нибудь из местных,говорили,что жертв в разы больше,чем официально.Поехал как-то со мной до Георгиевска главный инженер того предприятия,что вело восстановительные работы в Спитаке.Сказал сразу,что жертв в частном секторе много из-за того,что строительство частных домов велось с нарушениями,стены из пиленого туфа,размеры блоков не одинаковые-плохая связка в кладке,перекрытия из 63-х ж/б плит (6.3 метра длиной).При толчке все это складывалось и сверху накрывало насмерть.Если дом 2-х этажный-вообще без шансов.Восстанавливали уже с применением арматуры и пр.Зрелище было жуткое,конечно...Возвращались через Крестовый Перевал по Военно-грузинской дороге-выскакиваешь уже почти во Владикавказе,там машин на порядок меньше.Дома ремонт дня 3-4,сам меняешь колодки в круг,сальники ступиц,они от перегрева тормозных барабанов начинали пропускать ТАД-17 и тягач уже не тормозил...Токаря просил точить колодки под каждый барабан,чтоб без притирки сразу тормоза хорошие были.Летом пару раз брал с собой молодую красавицу жену,она в шоке была от увиденного.Весной еще толчки ощущались и спали в машинах на открытой площадке.Осенью,когда начались сходы лавин на Рокском перевале и уже в основном все строймат. уже были завезены,рейсы прекратились.Тогда уже начались события в Цхинвале и Абхазии,что тож адреналину добавило.Директор наш,молодец мужик,понимал,что парням надо дать заработать,а то-рейс-ремонт-тоннокилометров мало,и хоть райком партии и требовал машины на Армению,все ж давал сгонять на Москву,а то и подалее.Молодые были,отчаянные,Камаз на самосвальных редукторах на 48 зубьев  "летел" 110,стрелка тахометра на краю зеленого сектора и ни одной аварии в горах,так, мелочевка всякая.Были и такие,кто раз сьездил и в отказ,вплоть до увольнения...
Я борзАя,я пущенная стрела...И нет моей вины,но кто-то должен упасть