Первый раз я столкнулся с этой проблемой в CW марафоне. RA3AQ-14, как «пушка» бомбила всё время, а тут вдруг, ни я никого, ни меня никто… Такое чувство, что с кабелем проблема. Полез проверил, всё в норме, только КСВ на 143 почему-то улетело. Даже маяк-помеху чуть принимал и то не по х.з. по какому азимуту. Подключил простой диполь, для местной связи и без мшу сработал со всеми до 300км! Вот, Аркадий, вспомнил про анализаторы, здорово помогают, а раньше действительно можно было ориентироваться только по самодельным КСВ-метрам. У меня перестояло много ант., и учитывая активность можно было "почувствовать" работу каждой. Три раза я пролетал в метеорах и тестах зимой. Поэтому и решился сделать более-менее "не улётное" своё, тем более что у меня всё на 75ом. Потом ещё пришёл к выводу, что смысла нет делать что-то длинное, 1дб это 2м траверсы добавляет, потерять можно больше на разных переходниках, разъёмах, кабеле и т.д., а на практике 1дб это почти ничто даже на луне. Вот и остановился на 3wl. Делал 2 года… 3 года эксплуатации подтвердили расчёты – практически довольно стабильно при обмерзаниях, если и уходит, то чуть-чуть, сохраняется диаграмма (в качестве маяка использую постоянную помеху), чуть падает усиление, мин. КСВ уходит вниз, но до 1,8 макс. на рабочей. А вообще, ещё многое зависит и от изготовления самой ант. По-моему, эл. над траверсой всё же выигрывают, а ещё лучше, наверное, контакт с траверсой – F9FT при обледенении вроде не подводили.