Общая ситуация
Мысли об использовании космических аппаратов для ретрансляции информации между удаленными объектами на земной поверхности возникли задолго до запуска первого спутника Земли и первыми были писатели-фантасты. В частности Артур Кларк еше в 40-х годах предложил выводить спутники связи на геостационарную орбиту в плоскости земного экватора на высоте 35800 км. Такой спутник делает один оборот вокруг. Земли примерно за 24 часа что совпадает с угловой скоростью вращения планеты. То есть спутник так и висит над одной и той же точкой экватора, что позволяет использовать при работе через него направленную антенну. А уж когда эти мысли были подкреплены запуском первого спутника в спутниковой связи начался настоящий бум в области новых средств связи который продолжается вот уже 50 лет.
Космическое пространство огромно но это не в такой степени оптимистично для развития систем спутниковой связи как может показаться на первый взгляд. Все дело в дефиците радиочастот в энергетике радиолиний,чем выше орбита тем большие трудности нас подстерегают) и в различных орбитальных ограничениях (опять же чем выше тем дороже техника выведения на орбиту). Следует учитывать и то что все места для геостационарных космических аппаратов над экватором уже поделены а многие из НИХ и заняты.
Первый надувной шар-ретранслятор с металлическим напылением диаметром 30 м под названием Echo» был запущен в США в 1960 г. В 1961 г Юр. Гагарин первым освоил KB и УКВ радиосвязь на линиях космос—Земле и Земля—космос. В 1963 г в рамках проекта Westford ВВС США запустили миллион иголок-диполеи которые должны были образовать на орбите тороидальный объект отражающий радиоволны. Однако пассивные ретрансляторы оказались неэффективными даже на низких орбитах. Зато запущенный американцами в 1962 г активный спутник-ретранслятор Teistai блестяще реализовал идеи А Кларка и смог обеспечить передачу одной ТВ программы или телефонную связь по 60 каналам между США и Великобританией. Первый геостационарный спутник связи Syncom-3~ (США) появился в 1964 г 8 1965 г был выведен на высокоорбитальную позицию советский спутник Молния-1″. И началось.
Если говорить о современных услугах связи, которые доступны благодаря спутниковым системам с уметом перспективы, то это абсолютно весь функционал к которому мы привыкли на Земле, т е. от услуг телерадиовещания и телефонии до доступа в Интернет и мобильной связи. Вот почему на мировом рынке продолжается жесткая конкурентная борьба за лидерство в создании перспективных спутниковых систем за опережающее освоение и эффективное использование орбитально-частотного ресурса, за предоставление наиболее качественных услуг. Сегодня важнейшими глобальными факторами развития систем спутниковой связи и вещания (СССВ) становятся развитие. Интернета и персонализация связи которые за последние 10—15 лет кардинальным образом изменили концепцию развития всей отрасли.
Развитие интернет-технологий и широкополосного доступа может косвенно повлиять на развитие различных программ спутникового вещания. В частности, во время недавнего выступления исполнительного директора компании Google Эрика Шмидта на конференции Gartner в США было заявлено, что через несколько лет средняя скорость доступа к Сети будет превышать 100 Мбит с (именно такой национальный проект недавно стартовал в США) и благодаря этому различия между телевидением радио и Интернетом исчезнут. Это означает что благодаря рззвитию. прежде всего наземных сетей связи значительная часть населения планеты будет охвачена соответствующим широкополосным доступом и сопутствующим всесторонним сервисом без привлечения СССВ Таким образом конкурентоспособность существующих СССВ в районах планеты плотно охваченных современными кабельными сетями связи будет иметь серьезные риски.
Тем не менее СССВ продолжают активно развиваться и в других направлениях. Одна из приоритетных задач разработчиков — удешевление спутниковой емкости в Ки Ка диапазонах ФСС «фиксированной спутниковой службы) используемой для обеспечения работы сетей земных станций спутниковой связи, в том числе малоразмерных спутниковых терминалов VSAT В частности, с этой цепью операторы вводят в действие самые современные, не имеющие мировых аналогов спутники связи большой емкости для предоставления услуг широкополосного доступа (к примеру, в Азиатско-Тихоокеанском регионе iPStar’ «Tnaicom-4″).
Отдельные страны (Индия) планируют создание спутниковых с комбинированной полезной нагрузкой (например, связь и метеорологическая служба наблюдения) с целью минимизации затрат на их разработку создание и эксплуатацию.
В ряде стран планируют применять спутники в рамках социально значимых региональных спутниковых программ для организации интерактивного дистанционного образования (IDL), обеспечения безопасности потребителей на суше и на море (охрана объектов недвижимости, местных домовладений и наблюдение за морскими судами) и решения задам по обеспечению антитеррористической деятельности.
А теперь остановимся «а небольшой части перспективных проектов СССВ.
Связь для авиапассажиров
Собственно об этом во всем мире говорили давно но как-то все не складывалось. Например, в спинках кресел американских самолетов уже в 90-х годах были встроены спутниковые телефоны, по которым можно было позвонить за какие-то 5 ..~долей минуты. Но когда у каждого авиапассажира оказался сотовый телефон, а у каждого десятого — ноутбук ситуация дозрела. В том числе и в России. Поэтому уже с 1 июня пассажиры Аэрофлота смогут пользоваться мобильным доступом в Интернет и отправлять mms- и sms-сообщения. Правда, говорить по телефону по- прежнему пока можно только на рейсах зарубежных компаний.
С этой целью компания Мегафон установит базовые станции на четырех из 115 самолетов Аэрофлота А320 и АЗЗО. задействованных на протяженных маршрутах. А если точнее один самолет будет переоборудован к июню а три ОСТаЛЬНЬХ — К НОЯбрЮ. Чтобы ИСКЛЮЧИТЬ возможные помехи при взлете и посадке. GSM-оборудование будет включаться лишь на высоте более 3000 м. Технически партнеры могут оказывать и услуги голосовой связи но решение о ее внедрении может быть принято не раньше конца 2010 г. когда завершится пилотный проект и что интересно, причина — отнюдь не техника. а пассажиры которые, как показал опрос против этой услуги. Источник
http://radio-technica.ru/antenny/perspektivnye-sistemy-sputnikovoj-svyazi-1.html