Автор Тема: Комплекс для использования самолета в качестве отражателя.  (Прочитано 4320 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн RA3WDK

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6993
  • Репутация: +783/-88
Я разработал схемку, но пока не испытывал.
Испытывал другую , более простую - и она работает.

Немного об идее:
Иностранные р/л используют данные радаров, у нас таких данных нет.
Но у нас есть возможность отследить появление самолета на необходимой трассе , тем лучше , если такой же мониторинг будет вести мой корреспондент с другой стороны трассы.
Самолет облучается системой "свой-чужой" , частота вызова нас не интересует. Но частота ответа ( вне зависимости от системы ответчика) у всех одна 1090 МГц.

Если мы обнаруживаем импульсы от системы ответчика на частоте 1090 МГц с помощью конвертера и антенны ВК на 1090, то есть смысл работать в этот момент 15-20 сек циклами, возможность связи увеличивается. (при высоте полета самолета 9-12 км - зона видимости самолета будет около 400-500 км , значит до 1000 км возможна трасса при отражении от самолета).

Первый мой приемник был примитивный, МШУ на 1296 МГц (немного увел его вниз) , фильтр и еще один МШУ , далее детектор AD8313.
Сейчас идея другая - установить МШУ и смеситель с подставкой в 200 МГц - мы получим ПЧ 1296 МГц , ее можно подать на трансивер.

Жаль , что нельзя так же использовать антенну на 1296 МГц , что бы не плодить лишние антенны на мачте.

Вообщем , вот такая идея , было бы интересно к лету ее осуществить. Проблема только в одном - самолеты, а их бывает в радиовидимости много , будут нам создавать непрерывный поток импульсов - можно опытным путем селектировать их по амплитуде , так как у нас направленная антенна ( но если самолете над нами , то уровень будет так же значительный).
Может , кто подскажет что-то более оригинальное по этой идее ?

Оффлайн RK3QYA Team

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 843
  • Репутация: +31/-9
Если честно, то проблему вижу только одну: в ответ на "вкачивание" в самолет могут постучать в дверь
со словами "Откройте, ми.. полиция"! :-)

А если серьезно, то, на мой взгляд, использование самолетов в качестве пассивных ретрансляторов не сильно
хорошо с точки зрения безопасности полетов, ИМХО, хотя и технически возможно.
Alexander, RU5KO

Оффлайн RA3WDK

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6993
  • Репутация: +783/-88
Цитировать
Если честно, то проблему вижу только одну: в ответ на "вкачивание" в самолет могут постучать в дверь
со словами "Откройте, ми.. полиция"! :-)

А если серьезно, то, на мой взгляд, использование самолетов в качестве пассивных ретрансляторов не сильно
хорошо с точки зрения безопасности полетов, ИМХО, хотя и технически возможно.

Согласен, хотя теоретически и практически , самолет облучается множеством радиосредств , локаторы УВД, системы посадки , мощные КВ станции , да и нами р/л (ведь мы работаем без контроля летной обстановки).
С другой стороны , уровень мощности , дошедший до самолета на частоте 10 ГГц  даже с направленной антенной и РА (исходя из потерь на трассе 500 км 166 дб !) будет мизерной.

Посчитаем , что будет "получать самолет" на частоте 1296 МГц с тарелкой в КУ 30 дб и РА 1 кВт.  При расстоянии в 500 км мы получим около -50 дбм. Цифра , явно не опасная для самолета и экипажа. Да и р/л с таким сетапом самолеты не нужны  ;)

Оффлайн RK3QYA Team

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 843
  • Репутация: +31/-9

Согласен, хотя теоретически и практически , самолет облучается множеством радиосредств , локаторы УВД, системы посадки , мощные КВ станции , да и нами р/л (ведь мы работаем без контроля летной обстановки).
С другой стороны , уровень мощности , дошедший до самолета на частоте 10 ГГц  даже с направленной антенной и РА (исходя из потерь на трассе 500 км 166 дб !) будет мизерной.

Посчитаем , что будет "получать самолет" на частоте 1296 МГц с тарелкой в КУ 30 дб и РА 1 кВт.  При расстоянии в 500 км мы получим около -50 дбм. Цифра , явно не опасная для самолета и экипажа. Да и р/л с таким сетапом самолеты не нужны  ;)

Согласен: на высоких частотах, от 5ГГц, это, наверное, уже никаким образом не сможет повлиять на работу
бортовых систем навигации и связи. Что же касается 1296 - уж больно рядом GPS/GLONASS: если не по блокированию,
то шумами можно серьезно придавить, особенно с радиолюбительским качеством передающей аппаратуры.
Alexander, RU5KO

Оффлайн RA3WDK

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6993
  • Репутация: +783/-88
Ссылочки для информации. Р/л уже давно это используют и даже декодируют телеметрию с самолета:
http://xavier.fenard.free.fr/fxad.htm
http://www.lll.lu/~edward/edward/
http://rxcontrol.free.fr/PicADSB/index.html
http://miniadsb.web99.de/
а DL4MEA высылает KIT для декодирования : http://www.qsl.net/dl4mea/picadsb/picadsb.htm

Некоторая теория по данному вопросу :
http://www.qrz.ru/vhf/klimenko/u1_3.shtml

Я сделал пока проще - выход с AD8313 вывел на компаратор и звуковой динамик - пищит пачка - значит летит пока неизвестно где  :D
« Последнее редактирование: 09 Май 2011, 21:32:31 от RA3WDK »

Оффлайн RA3WDK

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6993
  • Репутация: +783/-88
С ПЧ по 1296 МГц вариант не получился. Точнее сам преобразователь работает, но трансивер в качестве индикатора непригоден - слишком узкая полоса.
Так, что буду размещать в коробочке свой первый вариант (усилитель, фильтр, усилитель, ЛД, компаратор).

Оффлайн RW3AZ Александр

  • Silent KEY (SK)
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 2815
  • Репутация: +417/-62
    • RW3AZ Page
  • QRA: KO85TT
Зачем декодировать телеметрию с самолёта, когда в и-нете есть такой  ресурс:

http://www.flightradar24.com/#!/

Стоит кликнуть левой кнопкой мышки по самолётику и слева от карты появится вся информация о данном борте. Правда,ещё мало приёмных станций на территории европейской России, но их количество неуклонно растёт.  Например, сейчас летящие из Европы в Москву борты пропадают с карты на границе с Белоруссией и появляются только в районе Москвы. Так же исчезают с карты
самолётики, после пересечения восточной границы Украины с Россией.
Since 1965. Ex: UA3BAA, UV3BW, UA3ACZ, 3XD2Z.
VETERAN#533,   CTC#1132

Оффлайн RW3QCF Геннадий

  • Silent KEY (SK)
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 1774
  • Репутация: +99/-8
  • QRA: KO91oh
to RA3WDK:
Иван, а какая полоса пропускания фильтра ПЧ необходима для нормального приёма?

Оффлайн RA3WDK

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6993
  • Репутация: +783/-88
Цитировать
Зачем декодировать телеметрию с самолёта, когда в и-нете есть такой  ресурс:
Александр Васильевич , все это хорошо , и данные появляются оттуда от таких же любителей принимать данные Mode-S.
Но есть и минусы , люди жалуются, что данные запаздывают , это связано с тем , что декодирование происходит довольно примитивно (не совсем правильно идет обработка). Есть и другой недостаток - не все самолеты декодируются (так и должно быть , военные точно).

Получается , пока я его увижу на пересечении  трассы , на самом деле он уже улетел. Поэтому я и не нуждаюсь в декодировке. Мне нужна пачка импульсов, и я сразу начинаю работать в этом направлении.  (Что то типа радиовидимости в конкретный момент времени).

Цитировать
Иван, а какая полоса пропускания фильтра ПЧ необходима для нормального приёма?

Геннадий, иностранцы применяют 15 МГц пъезофильтры, но исходя из длительности импульсов в 0,5 мкс , должно хватить 2 МГц, чтобы не "зазвенело" (хотя нам это не важно) , лучше сделать 5 МГц.
А нам только факт прихода пачки важен  :D (если не возиться с декодировкой и программой).

А так , конечно , карта полезная , чтобы прогнозировать борт на трассе. Так и получаются рекорды у иностранцев.
« Последнее редактирование: 10 Май 2011, 21:52:36 от RA3WDK »

Оффлайн RW3AZ Александр

  • Silent KEY (SK)
  • Ветеран
  • *
  • Сообщений: 2815
  • Репутация: +417/-62
    • RW3AZ Page
  • QRA: KO85TT
Цитировать
Зачем декодировать телеметрию с самолёта, когда в и-нете есть такой  ресурс:
Александр Васильевич , все это хорошо , и данные появляются оттуда от таких же любителей принимать данные Mode-S.
.....

Иван!
Ты немного не прав. Это официальная международная программа определения местоположения воздушных судов. Любители здесь ни при чём.  Система называется ADS-B.
Подробнее смотри здесь: http://www.flightradar24.com/#!/about.php
Since 1965. Ex: UA3BAA, UV3BW, UA3ACZ, 3XD2Z.
VETERAN#533,   CTC#1132

Оффлайн RA1ASC

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 302
  • Репутация: +15/-11
самолеты летают не абы как ,а строго по коридорам- получается  антенну крутить и не надо (конечно от месности зависет )
А какая энергетика у сигнала с самолета 1090МГц  -без направленой антенны не принять ?

Оффлайн RA3WDK

  • Ветеран
  • *****
  • Сообщений: 6993
  • Репутация: +783/-88
Цитировать
Иван!
Ты немного не прав. Это официальная международная программа определения местоположения воздушных судов. Любители здесь ни при чём.  Система называется ADS-B.
Подробнее смотри здесь: http://www.flightradar24.com/#!/about.php

Александр Васильевич , это все равно любительство. Это уже проверено , есть расхождение между реальным положением и выдаваемым этим ресурсом (кстати есть еще несколько таких же). Есть профессиональные системы слежения по данным ответчика,но они не для нас .

Цитировать
А какая энергетика у сигнала с самолета 1090МГц  -без направленой антенны не принять ?

Уровни приличные, хватит штыря, динамика тракта нужна хорошая. Но для моей идеи лучше использовать направленную антенну.

Оффлайн RA4Y

  • Старожил
  • ****
  • Сообщений: 438
  • Репутация: +15/-2
А какая энергетика у сигнала с самолета 1090МГц  -без направленой антенны не принять ?

Здр.ранее когда работал в этой системе.Рвых 500-600Вт,ниже 300Вт по ТУ лампы меняли.
73
TKS & 73.RA4Y.Valery
Еx RA4YW