Вот ещё картинки. На них: коричневым - линия кривизны земной поверхности, красным - линия прямой видимости, зелёным - профиль радиолинии, синим - овал первой зоны Френеля. На первой картинке коэффициент рефракции Кр=1.33 (нормальная рефракция), сигнал может присутствовать за счет дифракции на неровностях земной поверхности и наличия высших зон Френеля. На второй картинке Кр=7, возникает "прямая видимость" для первой зоны Френеля, сигнал резко вырастает - мы называем это "тропо". Это общий случай, но возможны и частные случаи, когда Кр на трассе меняется, при этом может оказаться, что такая зона с повышенным Кр будет находиться вблизи корреспондента и тогда элевация помогает. Считаю, что ответ #3 В.И. RA3LE полностью объясняет эту ситуацию. На собственном опыте многократно замечал, что если на трассе Пермь-Киров элевация помогает, то на трассе Пермь-Свердловск в это же время не помогает. Это для диапазона 144 МГц., в это же время на 432 приходится опускать антенну - элевация не помогает, и на 1296 и выше никогда не замечал улучшения (другое дело рейнскаттер).